Юридические услуги

Антимонопольная служба наносит ответный удар

Легко говорить о победах. Труднее – о поражениях.

Ранее мы писали о победе: Решением Арбитражного суда Иркутской области было отменено решение Управления антимонопольной службы по Иркутской области.

В двух словах фабула дела: свадебный салон заключил с рекламным агентством договор на продвижение товаров и услуг. Рекламное агентство, выполняя условия сделки, подготовило макет рекламного баннера, заказало его изготовление и размещение на рекламной конструкции в г. Ангарске. УФАС по ИО на основании заявления одного из прямых конкурентов свадебного салона вынесло решение о признании размещенной рекламы ненадлежащей. В частности, недостоверным был признан следующий текст рекламы: «Первый салон эксклюзивной свадебной моды».

С учетом того, что по всей стране числительное «первый» используют тысячи предприятий (например, по данным ЕГРЮЛ на территории РФ зарегистрировано не менее 2183 компании, со словом «первый» в названии и 4727 фирм, использующих слово «первое»), то рассматриваемое дело иначе как попыткой избирательно наказать за то, что делает большинство – назвать нельзя.

Кроме того, с момента рассмотрения дела в антимонопольной службе свадебный салон неоднократно заявлял, что рекламу утвердил, согласовал и разместил не он, а рекламное агентство.

ФЗ «О рекламе» в п. 5 ст. 3 устанавливает, что под рекламодателем понимается изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Следовательно, поскольку содержание рекламы (которое якобы является недостоверным) определил не свадебный салон, а рекламное агентство, то оно и должно нести ответственность за это.

Указанные доводы поддержал Арбитражный суд Иркутской области.

Видимо, это сильно задело антимонопольную службу, поскольку ответный удар она нанесла весьма своеобразным образом.

Существо вопроса в том, что при рассмотрении дела в УФАС по ИО, а также в Арбитражном суде Иркутской области все лица, так или иначе связанные с размещением спорной рекламы (рекламное агентство, лицо, изготовившее рекламу, лицо разместившее рекламу на своей конструкции), подтвердили позицию свадебного салона.

В частности, ЗАО «АЙВИТИ-ИСТ», как владелец рекламной конструкции дало письменные пояснения, а также представило подтверждающие документы (договор, акт), о том, что спорная реклама была размещена рекламным агентством, а не свадебным салоном.

Представьте себе наше удивление, когда мы увидели, что в апелляционной жалобе антимонопольная служба ссылается на то, что уже после вынесения 05.06.2012г. Решения Арбитражным судом Иркутской области к ним поступило письмо от ЗАО «АЙВИТИ-ИСТ», датированное 08.06.2012г., в котором оно отказывается от данных ранее показаний и заявляет, что реклама размещалась самим свадебным салоном.

Это кажется еще более абсурдным, когда понимаешь, что в деле имеются договор и акт, подтверждающие факт размещения рекламы. Согласитесь, что если б каждый мог просто так «отказаться» от любого подписанного договора, то письменные сделки вообще не имели бы никакого смысла.

Мы попытались разобраться в причинах такого «внезапного» отказа. Естественно, что ларчик открывался очень просто.

На сайте УФАС по ИО опубликован план проверок на 2012г., согласно которому на 02.05.2012г. назначена выездная проверка деятельности ЗАО «АЙВИТИ-ИСТ» по вопросам соблюдения законодательства о рекламе.

ЗАО «АЙВИТИ-ИСТ» – владелец рекламных конструкций, рекламная деятельность является для него основной. Естественно, что ссоры с антимонопольным органом, который занимается проверками законодательства о рекламе – ему совсем не нужны.

Итак, в отношении ЗАО «АЙВИТИ-ИСТ» проводилась проверка.

Далее каждый может решить для себя сам: может быть, действительно нашлись серьезные нарушения рекламного законодательства, а, может быть, антимонопольщики просто «припугнули» директора (да мало ли что произошло?), но 08.06.2012г. на свет родилось весьма и весьма странное письмо, которое уже после рассмотрения дела в час небывало жаркого заката по своей воле (воспряв от амнезии) ЗАО «АЙВИТИ-ИСТ» вдруг направило в антимонопольный орган.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2012г. Решение суда первой инстанции, к нашему глубокому сожалению, отменено. Одной из причин отмены послужило и то роковое письмо.

Империя антимонопольная служба нанесла ответный удар.

Что ж. На мой взгляд, для государственного органа это выглядит немного… грязновато что ли? ЗАО «АЙВИТИ-ИСТ» мы не виним, к сожалению, мнения о том, что: «Если выбрал поле, так на нем и стой…» придерживаются далеко не все.

Остается только надеяться, что «Возвращение джедая» не за горами: на данный момент готовится к подаче кассационная жалоба.